База данных белорусских госслужащих

statistics
Всего на сайте

123889

Госслужащих

118998

Организаций

1493

Публикаций

2314

Документов

278951

Оценок

Пытки и избиения подростков в Минске

Пытки и избиения подростков в Минске
22 ноября 2020, 00:09, просмотров: 6930

Задержание двух несовершеннолетних подростков в г.Минске. Применение к ним физического насилия, пыток, нарушение прав.

Хронология событий

Нарушение прав

Вывод

10 августа 2020 года в Минске возле Бобруйского сквера были задержаны двое подростков: Я., 16 лет и Г., 17 лет. Подростки сидели оба на лавочке вблизи железнодорожной кассы, метрах в 50, пили воду. Сотрудники силового ведомства, скорее всего – милиции, не представились, проверили без санкции личные вещи (телефоны и рюкзаки), применяли физическую силу к задержанным, на подростков были надеты спецсредства (наручники), не разъясняли права, по приезде в отделение содержали подростков в подвале, пытали, избивали их и морально унижали. Не давали спать всю ночь, не пускали в туалет. Как указывают несовершеннолетние, в массовом мероприятии не участвовали.

Хронология событий:

10 августа, около 21:00: задержание в городе Минске, возле Бобруйского сквера. Подростки пили воду на скамейке, планируя идти покупать билеты, чтобы ехать домой (они живут в пригороде). Подростки были в майках “Погоня”. Из кустов вышли два человека, не представились и сразу попросили разблокировать телефон (посмотреть переписку на предмет подготовки к массовому мероприятию). Г. разблокировал, потому что не хотел идти на конфликт. Затем два мужчины попросили открыть рюкзаки, хотя все вышеперечисленные и ниже перечисленные действия невозможны без процессуального оформления (представиться, разъяснить права и причины личного досмотра). Г. открыл рюкзак, и в этот момент силовики на него надели наручники. После этого наручники надели на Я.. Не снимая наручников, парней посадили ждать чего-то прямо в парке, а затем перевели в автозак. Когда досматривали Я., Г. попросил разжать наручники. Через некоторое время наручники сняли.

Все происходило на виду у других людей, фактически прямо на площади (сквер выходит на улицу), вокруг ездили машины. Рядом находился подъем на Чкаловский путепровод и выход к фактически главной площади страны – площади Независимости.  

В процессе «этапирования» в автозак подошел омоновец, прижал Г. локтем к стенке машины, и сопровождая свою речь матом, по сути, пообещал физическое воздействие в отношении подростков.

Внутри автозака объем разделен на общую часть и так называемые «стаканы». Г. судя по всему определили как более опасного (как мы выяснили из действий над другими задержанными в те дни – ОМОН по каким-то своим предпочтениями выбирал тех, кого считал руководителями протестов) и посадили в такой «стакан» размером метр на метр, а Я. посадили в общую часть. Загрузили восемнадцать задержанных и повезли в неизвестном направлении. Только утром подростки узнали, что их привезли в Центр изоляции правонарушителей на Окрестина. 

10 августа, вечер: В целом, изначально подростки рассчитывали на стандартную «обработку» задержанных после массовых мероприятий. Они ожидали, что их привезут в РУВД, и затем пройдет стандартная процедура: удостоверятся, что они – несовершеннолетние, позвонят родителям и отпустят. Но не звонили, хотя парни сообщили силовикам телефонные номера.

В этот раз все было по-другому: при выходе из автозака задержанных вели через строй с собаками. Собаки лаяли, а сотрудники милиции, сильно крича, били проходящих палками, не разбирая – взрослые или дети. Под эту процедуру попал, например, и мальчик тринадцати лет, которого задержали около подъезда его дома, где он сидел на скамейке.

После «обработки» палками и собаками вновь привезенных подвели к стене, где уже было много предыдущих задержанных. Г., например, даже не нашлось места, где встать. За это омоновец схватил парня за воротник, и затем ударил под колени дубинкой, чтобы парень опустился на колени и таким образом поставил к стене.

Позже всех отвели в подвал.

Пока парней вели в подвал, неизвестные в масках били их дубинками по спинам. Подвалов оказалось несколько – последовательно. Вместе с некоторыми другими задержанными Я. и Г. привели в первый подвал, где заставили снимать шнурки, цепочки, кольца – все, что было. Только тут неопознанный сотрудник спросил, есть ли несовершеннолетние. Я. и Г. сказали, что им нет 18. Тогда их перевели из здания ИВС (изолятора временного содержания) в здание ЦИП (центр изоляции правонарушителей). Это соседние здания одного и того же учреждения ГУВД на Окрестина. 

Во время перехода у них интересовались информацией: спросили имя-фамилию, дату рождения, место проживания. Затем снова поставили к стене, теперь уже возле забора. Милиционер стал расспрашивать Я. о чем-то, тот что-то ответил (не помнит что, потому что находился в стрессе). Милиционер расценил это как грубый ответ, подозвал другого милиционера и сказал: «Поработай с этим!». И затем Я. и Г. разделили.

Г. отвели на четвертый этаж здания, где его и всех кто с ним опять поставили стоять просто к стенке, «в положении ровно, лицом к стене». Там же находился еще один подросток, которому было очень плохо, потому что его при задержании забрызгали газом. Он не мог стоять, поэтому лежал. Подошел сотрудник, спросил, почему остальные – не как он: не лежат, и не стоят на коленях. Приказал встать на колени, и в такой позе на коленях они простояли всю ночь. 

Помимо этого, подростков завели в комнату, где заставляли подписывать какие-то протоколы, за неподписание угрожая перевести опять в подвал. Они просили прочитать протоколы, что вызвало возмущение и негодование милиционеров. Г. подписал протокол быстро, а Я. долго читал, но затем тоже подписал. В протоколе фигурировала статья 23.34 – участие в несанкционированном массовом мероприятии, хотя, конечно, это была неправда, так как парней задержали в сквере, недалеко от выходов к пригородным поездам. В протоколе фигурировали какие-то группы, что тоже было придумано милицией на ходу, потому что ни в каких группах подростки не состояли.

10 августа, ночь: задержанных подростков периодически пинали, чтобы те не могли спать. В коридоре были настежь открыты окна на протяжении всей ночи. Из-за этого со двора были слышны вопли, крики, стоны, лай собак.

На просьбы сходить в туалет никто не обращал внимания. За ночь дали буквально один раз в туалет сходить, и то не всем.

11 августа, утро: наконец, сообщили родителям подростков о задержании. 

11 августа, 8:00: отпустили домой.  

12 августа, утро:  подростки пошли снимать побои в местную поликлинику. У Г. нашли ушибы двух коленных суставов, поскольку когда его ставили к стене, то сильно ударили по коленям. До этого был перелом коленного сустава, то он не мог его так сильно повредить ни в каком другом месте. Сейчас парню очень сложно его сгибать.

Зафиксирован у него и ушиб грудной клетки, ушиб позвоночника, многочисленные гематомы. У Я. – аналогично, только без ушибов колен.

12 августа: Родителями написано заявление о возбуждении уголовного дела. Так как Я. и Г. – несовершеннолетние, к ним приехала милиция взять пояснения по поводу зафиксированных побоев. 

13 августа 2020 года Начальник Фрунзенского РОВД г.Минска А.В. Полулех направил родителям подростков уведомление, сообщающее о том, что их дети участвовали в несанкционированном митинге, по причине чего против них было возбуждено административное дело. Документ информирует о том, что подготовка дела против подростков завершена. Также указано, что дело против подростков было направлено в Комиссию по делам несовершеннолетних исполнительного комитета Дзержинского района, где имеется возможность ознакомиться с материалами дела.

19 августа: Парни поехали в ЦИП на Окрестина, чтобы забрать изъятые при задержании вещи. Там, где подростки забирали вещи, был лагерь волонтеров. Я. и Г. написали заявление о возбуждении уголовного дела в связи с полученными травмами. 

Однако, на эти заявления пришел ответ, что рассмотрение дела отложено на месяц. Зато вместо рассмотрения дела и поиска виновных в избиении подростков была назначена комиссия по делам несовершеннолетних, итогом рассмотрения которой могли стать, например, постановка на учет в СОП, изъятие подростка из семьи и помещение его в специальный интернат или детский дом под охрану (несмотря на большой возраст). 

19 августа 2020 года подростки обратились в ГОСК Центрального района г. Минска с требованием возбудить уголовное дело против сотрудников милиции, избивших подростков и нарушивших их права.

25 августа 2020 г., начальник Главного управления внутренних дел Центрального РОВД г. Минска полковник милиции А.В. Шахлай выслал уведомление начальнику Октябрьского РУВД г. Минск – полковнику милиции А.М. Ридецкому. В уведомлении сообщается, что А.В. Шахлай настоящим отправляет А.М. Ридецкому материалы проверки по заявлению подростка про пытки, для рассмотрения по территориальности.

27 августа 2020 года следователь 2-го следственного отдела Московского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь – А.Д. Бурмиленков прислал родителям подростков уведомление о том, что срок следственной проверки по факту получения телесных повреждений подростков продлен на один месяц до 12 сентября 2020 года.

31 августа 2020 года, начальник Октябрьского РОВД г. Минск полковник милиции А.М. Ридецкий выслал уведомление начальнику Октябрьского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь – полковнику юстиции А.А. Матусевичу. Уведомление оповещает о том, что А.М, Ридецкий настоящим направляет материалы проверки BX №Г-3031 от 27.08.2020 г.

5 сентября: В связи с опасениями будущего изъятия из семьи и попадания в детский дом, подростки обратились в организацию «Наш Дом» за помощью.

6 сентября: И как раз в это время пришла повестка из комиссии по делам несовершеннолетних.

9 сентября: С Я. и Г. связался адвокат по просьбе организации «Наш Дом». Он смог перенести процесс рассмотрения дела в комиссии по делам несовершеннолетних, а также приобщил новые материалы: видео с камер видеонаблюдения в сквере, где произошло задержание. Это ходатайство удовлетворили. Пока комиссия рассматривала новые материалы (до следующего заседания), подростки уехали в Польшу, поскольку не без оснований опасались, что в Беларуси возможны дальнейшие преследования, вплоть до уголовных.

10 сентября 2020 года прошло заседание Комиссии по делам несовершеннолетних по адресу: кабинет 111, площадь Дзержинского, 1, г. Дзержинск, Дзержинский райисполком., 222720, где рассматривался вопрос постановки подростков в СОП (социально опасное положение). Адвокат приостановил дело. Комиссию возглавляет Игнатова Ольга Викторовна (председатель комиссии), заместитель председателя - Еремейчик Ольга Валерьевна, секретарь - Шпилевская Марина Иосифовна.

Тел. 6-40-32

13 сентября: Подростки покинули страну. Сейчас они в безопасности.

Есть информация, что парней ищет милиция с неясными целями, тревожат родственников. 

Как мы знаем, еще ни одно заявление по поводу нанесения телесных повреждений не было рассмотрено, уголовные дела в отношении сотрудников не возбуждены.

 

Нормативные правовые акты: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конституция Республики Беларусь, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О правах ребенка", Закон Республики Беларусь "Об органах внутренних дел".

 

Нарушение прав:

 

1) необоснованно подвергнуты административному задержанию на срок свыше трех часов, не уведомлены  родители (законные представители) о задержании, не разъяснены права задержанным несовершеннолетнем, не предоставлена возможность  реализации прав.

 

Согласно ст. 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь (ПиКоАП):

Административное задержание физического лица применяется в целях:

1) пресечения противоправной деятельности;

2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;

3) установления личности;

4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

 

Основания для административного задержания несовершеннолетних отсутствовали.

Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.(ч. 31 ст. 8.4. ПиКоАП)

Как указали впоследствии несовершеннолетние в своем заявлении, задержанным они были с 20.30. 10.08.2020 до 8.30  11.08.2020.

О задержании несовершеннолетних уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно (ч. 3 ст. 8.2 ПиКоАП).

Задержанному разъясняется право пригласить защитника. Кроме того, согласно ст. 62 Конституции Республики Беларусь каждый (в том числе и несовершеннолетний) имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей.

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" несовершеннолетнему гарантировано право осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей. То есть, несовершеннолетним Г. и Я. должно было быть разъяснено это право и предоставлена возможность его реализации.

О задержании несовершеннолетних, о возбуждении в отношении них дела об административном правонарушении родителям сообщено только 13.08.2020 г. При этом права и обязанности законному представителю перечислены, но не разъяснены, как того требует ст. 10.6 ПиКоАП: Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано разъяснить участникам административного процесса их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Одновременно им должны быть разъяснены возложенные на них обязанности и последствия их невыполнения.

 

2) незаконный досмотр личных вещей, телефона.

Требование разблокировать телефон и предоставить его для просмотра идет вразрез с гарантированным ст. 28 Конституции Республики Беларусь правом каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство.

Обязательно должны составляться протоколы задержания, личного обыска, выемки, осмотра. Этого сделано не было.

 

3) незаконно и необоснованно применены спецсредства.

Согласно ст. 26 Закона Республики Беларусь "Об органах внутренних дел" Применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.

 

Сотрудник органов внутренних дел применяет наручники, резиновые палки в случае:

отражения нападения на сотрудников органов внутренних дел и иных граждан;

освобождения заложников;

отражения нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для освобождения захваченных объектов;

пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям сотрудника органов внутренних дел либо иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

задержания и доставления в органы внутренних дел подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а также конвоирования и содержания лиц, подвергнутых административному аресту, депортации или высылке, лиц, задержанных по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, лиц, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление либо имеются основания полагать, что они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на повреждение и (или) уничтожение имущества;

остановки транспортного средства, водитель которого не подчиняется заведомо очевидным для него законным неоднократным требованиям сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства;

в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь (ст. 28. Закона Республики Беларусь "Об органах внутренних дел")

Специальные средства запрещается применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью граждан. (ст. 28. Закона Республики Беларусь "Об органах внутренних дел")

 

4) подвергнуты пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению.

 

Конституция Республики Беларусь, Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению.

В отношении несовершеннолетних применены действия, унижающие его достоинство, причиняющие ему физические и моральные страдания. Он был лишен сна, возможности сходить в туалет. Обязан был длительно находиться в неудобной позе на коленях с опущенной в пол головой.

Боль и страдания несовершеннолетним причинены в результате противоправных действий должностных лиц.

Согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Вступила в силу для Белорусской ССР 26 июня 1987 года) Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток.

 

5) причинены телесные повреждения.

 

По показаниям несовершеннолетних при задержании, после доставления в ИВС, ЦИП к нему неоднократно применялось физическое насилие, угрозы его применения.

Согласно медицинским документам (Медицинская справка от 12.08.2020 г.) у несовершеннолетнего Г. обнаружены: гематома голени, ушибы грудной клетки слева, ушибы обоих коленных суставов, ушиб пояснично-грудного отдела позвоночника.

 

Вывод: в отношении несовершеннолетних Г. и Я. были нарушены права, гарантированные ему международной Конвенцией, Конституцией Республики Беларусь, иными внутригосударственными законами (ПиКоАП, Законом о правах ребенка, Законом об органах внутренних дел). К несовершеннолетнему умышленно противоправно применено жестокое обращение (пытки).

Вопрос:

Ответ:

Вопрос:

Ответ:

Отмеченные госслужащие

связанные публикации

Отмеченные организации